
Регистрация товарного знака в России
Товарный знак и знак обслуживания - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.
Охрана товарного знака может быть получена путем государственной регистрации, которая осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Роспатентом (его структурным подразделением - Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС).
Кто имеет право подать заявку?
Вообще говоря, правом на подачу заявки может воспользоваться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые имеют намерение использовать товарный знак или предоставлять право на его использование третьим лицам.
Согласно статьи 1492 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на подачу заявки обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели. В Российской Федерации товарный знак не может быть зарегистрирован на физическое лицо.
Какие обозначения можно зарегистрировать
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации.
- К словесным торговым маркам относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
- К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.
- К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром.
- К другим обозначениям относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов.
- К комбинированным знакам относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений.
Таким образом, товарными знаками могут быть любые обладающие различительной способностью слова, буквосочетания, рисунки, изображения, объемные обозначения, цвета, логотипы, слоганы, этикетки или их сочетания, используемые для индивидуализации товаров или услуг.
Подробно ознакомиться с видами и примерами обозначений можно на странице Виды товарных знаков
Выбор классов МКТУ
Товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров и/или услуг, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). При заполнении заявки требуется указать товары и/или услуги, в отношении которых вы желаете получить его охрану. Важно зарегистрировать товарный знак для всех классов товаров и услуг, в отношении которых вы собираетесь его использовать.
Например, если ваша компания производит ножи и вилки, тогда заявка должна быть составлена с указанием соответствующих товаров 8 класса МКТУ. Однако, если вы пожелаете выпускать и другие кухонные принадлежности (такие, как емкости кухонные, сковороды или кастрюли) с использованием того же товарного знака, вам придется его зарегистрировать также в отношении соответствующих товаров 21 класса.
Какие преимущества получает правообладатель
Хотя процедура получения правовой охраны на торговые марки не является обязательной, но настоятельно рекомендуется, поскольку предоставляет правообладателю следующие преимущества.
- Обладание зарегистрированным товарным знаком позволяет правообладателю запрещать другим лицам использование тождественных и сходных обозначений в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, или однородных им.
- Предоставляет возможность привлечь нарушителя к административной и уголовной ответственности и требовать возмещения убытков, причиненных незаконным использованием товарного знака.
- Дает возможность беспрепятственно проводить рекламные компании во всех средствах массовой информации и размещать наружную рекламу, поскольку использование в рекламе товарного знака, принадлежащего другому лицу, без его согласия является нарушением обычая делового оборота, а рекламные агентства, как правило, очень неохотно работают с незарегистрированными обозначениями.
- Позволяет правообладателю предоставлять права на его использование по лицензионному договору и получать доход от предоставления права на его использование в виде вознаграждения, уплачиваемого ему лицензиатами за использование его товарного знака.
- Предоставляет правообладателю торговой марки возможность внести ее в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и предотвратить ввоз контрафактной продукции через границу РФ и тем самым, увеличить объем продаж легальной продукции и стимулировать продажу лицензий.
- Дает возможность сотрудничать с Интернет-магазинами и Интернет платформами по продаже товаров, так как одним из условий для размещения товаров является обладание поставщиками исключительным правом либо лицензией на использование товарных знаков.
Таким образом, обладание зарегистрированной торговой маркой дает ее владельцу неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе.
Этапы регистрации
Регистрация товарного знака довольно сложный и длительный процесс, который включает три основных этапа:
1) На первом этапе необходимо оценить принципиальную возможность слова, логотипа или слогана служить в качестве товарного знака, так как статьей 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные ограничения в отношении обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в силу абсолютных оснований.
Так, например, не могут быть предоставлена охрана словам или изображениям: вошедшим во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, указывающим на качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, место и время их производства или сбыта, являющимся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Подробнее о критериях охраноспособности см. страницу: Абсолютные основания для отказа >>>
Оценка охраноспособности всегда связана с конкретным названием, регистрируемым в отношении конкретного товара. Одно и то же название может быть охраноспособно для одного вида товаров и неохраноспособно для другого товара.
Часто бывает сложно самостоятельно оценить соответствует ли выбранное название критериям охраноспособности, предъявляемым Законодательством о товарных знаках, так как такая оценка требует специальных знаний и опыта. Поэтому для проведения анализа соответствия выбранного названия или логотипа требованиям законодательства желательно обратиться за помощью к опытным специалистам, имеющим большую практику в выполнении такого вида работ.
- мы проанализируем ваше обозначение, поможем заранее отсеять неохраноспособные варианты названия;
- дадим рекомендации по усилению охраноспособности названия.
Для проведения оценки охраноспособности пришлите нам:
- Перечень видов деятельности и/или товаров, для которых предполагается использовать т.з (в свободной форме).
- Предполагаемые к подаче на регистрацию слово, изображение или логотип (в формате .gif или .jpg).
Проверка на тождество и сходство
2)Перед подачей заявки следует проверить не является ли придуманное вами название тождественным или сходным с уже зарегистрированной торговой маркой или ранее поданной заявкой.
-
Особенности проверки на тождество и сходство
В процессе такой проверки определяется степень сходства вашего и выявленных при проведении поиска обозначений.
Словесные обозначения сравниваются со словесными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
Изображения сравниваются с изобразительными и с комбинированными знаками в композиции которых входят изобразительные элементы.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
- - общее зрительное впечатление;
- - вид шрифта;
- - графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
- - расположение букв по отношению друг к другу;
- - алфавит, буквами которого написано слово;
- - цвет или цветовое сочетание.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Для установления однородности принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Необходимо также учитывать, что однородные товары и услуги могут относиться как к одному и тому же классу МКТУ, так и могут относиться к разным классам, но при этом оставаться однородными.
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В случае отказа, немалые суммы государственных пошлин, уплаченных, за подачу и экспертизу заявки и потерянное время (8-10 месяцев) вам никто не вернет. Напрасными окажутся также ваши усилия, вложенные в разработку дизайна вашего обозначения и его продвижение на рынке. К тому же, существует вероятность получить иск за незаконное использование сходного обозначения от владельца уже зарегистрированного товарного знака.
Проведение поиска на тождество и сходство в базах данных:
- зарегистрированные товарные знаки на территории Российской Федерации;
- международные товарные знаки, действующие на территории Российской Федерации;
- реестр поданных заявок;
Предоставление отчета о результатах поиска с выводом о возможности регистрации вашего обозначения.
Стоимость: 600 руб. ( 3500 руб. для изображения).
Срок проведения: 1-2 дня.
Если в результате поиска будут выявлены зарегистрированные в отношении однородных товаров или услуг товарные знаки и заявки тождественные или сходные с вашим названием или изображением, то нужно либо полностью отказаться от него, либо видоизменить его.
Смотри также страницу: Проверка товарного знака >>>
В случае если в результате этой проверки не будут выявлены торговые марки идентичные и сходные до степени смешения с вашей, можно приступать к подаче заявки.
Составление заявки
3) Третий этап - это оформление документов и их подача в ФИПС.
Для этого нужно заполнить документы заявки и отправить их в Патентное ведомство (ФИПС). Заявка должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями действующего Законодательства в области товарных знаков.
Заявка должна содержать:
- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг ;
- описание заявляемого торговой марки;
- документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу и экспертизу заявки в установленном размере;
Размеры пошлин:
Согласно Положения о патентных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных принятием и экспертизой заявки, заявитель должен оплатить следующие пошлины, которые вносятся на счета Федерального казначейства и зачисляются в доход федерального бюджета.
Государственная пошлина за подачу и формальную экспертизу заявки: 3500 руб. + 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 5
Государственная пошлина за проведение экспертизы составляет 11500 руб.+ 2500 руб. за каждый класс МКТУ свыше 1
Вы можете самостоятельно оформить и подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности, но при этом следует учесть, что немаловажную роль при получении свидетельства на товарный знак играет правильность оформления заявочной документации.
Если вы не имеете опыта регистрации торговых марок и не знаете всех правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, во избежание убытков и судебных расходов в будущем, лучше обратиться за помощью к специалистам в этой области, имеющим большой опыт выполнения таких работ.
- составление описания заявляемой торговой марки (словесной, изобразительной или комбинированной);
- составление перечня товаров и/или услуг, для в соответствии с действующей редакцией МКТУ;
- предоставление адреса для переписки;
- отправка заявки в патентное ведомство;
- подготовка ответов на запросы ФИПС на стадии проведения формальной экспертизы;
- получение решения о принятии заявки к рассмотрению;
- получение решения о регистрации или решения об отказе;
- получение Свидетельства о регистрации товарного знака.
Стоимость, вне зависимости от количества классов: 7000 руб.
(без учета государственных пошлин )
Срок оформления документов: 1-2 дня
Для оформления документов от вас потребуется предоставить:
- Для юридических лиц полное наименование по Уставу и юридический адрес.
- Адрес для переписки, номер телефона, факса и адрес электронной почты.
- ОГРН или ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей).
- ИНН.
- КПП (для юридических лиц).
- Серия, номер паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, и дата его выдачи (для индивидуальных предпринимателей).
- ФИО и должность руководителя, который будет подписывать документы заявки.
- Перечень видов деятельности и товаров, для которых предполагается использовать товарный знак в свободной форме.
- изображение заявляемого обозначения, помещающегося в квадрат, имеющий размеры 8 x 8 см.
Срок рассмотрения заявки в Федеральном институте промышленной собственности в настоящее время составляет 8-10 месяцев.
Подробно ознакомиться с порядком и сроком проведения экспертизы знаков в Российской Федерации можно на странице Порядок регистрации товарного знака >>>

Стоимость регистрации товарного знака
Стоимость складывается из государственных пошлин и тарифов, подлежащих уплате в Федеральный институт промышленной собственности, и стоимости услуг по проверке обозначения, составлению документов и сопровождению заявки на регистрацию товарного знака.
Сумма расходов зависит и от количества классов товаров и услуг, для которых испрашивается правовая охрана.
Ниже приведен расчет стоимости при условии подачи заявки по 1 классу МКТУ.

Стоимость услуги: 600 руб. для словесного знака или (3500 руб. для изображения)

Стоимость услу ги: 7000 руб.
Пошлины:
- за подачу заявки: 3500 руб. + 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 5
- за экспертизу заявки: 11500 руб.+ 2500 руб. за каждый класс МКТУ свыше 1

Гос. пошлина за регистрацию 16000 руб. + 1000 руб. за каждый из классов МКТУ свыше 5
Гос. пошлина за выдачу свидетельства 2000 руб.

Общий размер государственных пошлин, подлежащих оплате ФИПС: 33000 руб.
Общая стоимость наших услуг: 7600 руб. для словесного знака (10500 руб. для изобразительного знака)
Итоговая стоимость регистрации товарного знака по одному классу товаров и/или услуг: 40600 руб.(для изображения 43600 руб.)
(Добавление каждого последующего класса МКТУ увеличивает сумму гос. пошлины за экспертизу заявки на 2500 руб.)
Гос. пошлины НДС не облагаются.