
Виды товарных знаков
Какие обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Словесные, изобразительные, комбинированные и объемные товарные знаки - конкретные примеры регистрации различных видов обозначений.
В соответствии со статьей 1482 ГК Российской Федерации, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Таким образом товарный знак может быть:
- словесным (слова, словосочетания, слоганы);
- буквенным (сочетания букв, носящие словесный характер);
- цифровым (оригинальное сочетание цифр в характерном графическом исполнении);
- изобразительным (изображения живых существ, предметов, объектов, фигур и др.);
- комбинированным (сочетает в себе логотипы и названия).
Указанные выше виды являются самыми популярными. Помимо них допускается регистрация и менее распространенных типов знаков. Нетрадиционными товарными знаками являются:
- объемные – (трехмерные объекты, форма которых оригинальна и не связана исключительно с функцией товара);
- звуковые (короткие мелодии, рекламные музыуальные заставки);
- цветовые (состоящиие исключительно из одного или нескольких цветов без контуров);
- световые (последовательность световых сигналов);
- изменяющеся (клипы и движущиеся логотипы для телевизионных шоу);
- позиционные (расположены на товарах в одной и той же пропорции и позиции);
- голографические (представляюшие объемное изображение в различных кадрах, иллюстрирующих голографический эффект);
- обонятельные (включающие письменное описание запаха);
- осязательные (рельефные поверхности текстура которых, воспринимаемается на ощупь).
- вкусовые (описывающие вкус и его характеристики, включая состав композиции, формулу химического соединения, характеризующую источник вкуса).
Таким образом, товарный знак может быть образован одним или несколькими словами, буквами, цифрами или изображениями, сочетанием цветов способыми индивидуализировать товары или услуги. Он может также состоять из комбинации вышеизложенного.
Примеры выполнения различных видов товарных знаков

Рассмотрим основные виды товарных знаков на примерах обозначений, некоторые из которых зарегистрированы с нашей помощью.
Словесные
К словесным товарным знакам относятся - слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания и предложения, выполненные стандартным или оригинальным шрифтом.
Словесным товарным знаком может быть существующее или новообразованное слово или словосочетание, например:
Номер свидетельства о регистрации товарного знака | |
---|---|
Кемеровчанка | N 334745 |
Ритмы здоровья | N 264127 |
Столица вкуса | N 322877 |
Номер свидетельства о регистрации товарного знака | |
---|---|
Витамама | N 282967 |
КОМПАШКИ | N 217960 |
BEERKA | N 210142 |
Номер свидетельства о регистрации товарного знака | |
---|---|
Живите с блеском | N 356125 |
С удовольствием за столом | N 334783 |
Хлебница от полюшка до хлебушка | N 325674 |
Управдом - друг человека | N 321456 |
Изобразительные
К изобразительным товарным знакам относятся изображения живых существ, предметов, природных и других объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.
Комбинированные
К комбинированным товарным знакам относятся обозначения, представляющие собой комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.
Рассмотрим примеры комбинированных товарных знаков.
Примером комбинированного товарного знака может быть логотип:
Логотип представляет собой надпись "Аэропорт Толмачево" в сочетании с графическим элементом в виде стилизованного изображения снежинки, лучи которой выполненны в виде самолетов. N 307005
Компания "Новотелеком" зарегистрировала логотип, представляющий собой надпись "Электронный город", над которой расположены графические элементы в виде четырех дугообразно изогнутых и одной прямой вертикально ориентированных полос, в верхней части каждой из которых изображен графический элемент в виде кольца. N 291625
Еще один пример комбинированной марки, зарегистрированной компанией "Торговая площадь", представляет собой сочетание выполненной в характерной графической манере надписи и изображения силуэта головы быка на фоне фигурного щита N 374365
Логотип компании "Алтайская крупа", графическая часть представлена в виде в цветка с пятью лепестками светло-зеленого цвета в центральную часть которого органично вписано стилизованное иображение птицы, а ниже графического элемента расположена надпись "Гудвилл" с акцентированным написанием первой буквы, изображенной заглавной N 581326
Этикетка выпускаемой продукции:
Объемные
К объемным товарным знакам относятся обладающие объемом обозначения (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур), которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром. Трехмерным знаком возможно защитить сам продукт или его упаковку, если его форма оригинальна и является его отличительной в чертой. Однако, как правило, формы регистрируются в качестве товарных знаков только в исключительных случаях. В первую очередь дизайн внешнего вида изделий подлежит охране в качестве промышленных образцов.
Пример объемного товарного знака:
Объемный знак в виде выполненной в юмористической манере фигурки мышонка, принадлежащий компании "Нью-Йорк Пицца" N 353591
Менее распространенные виды товарных знаков
Помимо основных, наиболее часто регистрируемых видов, существуют также звуковые, позиционные, обонятельные, цветовые, анимационные знаки, но они используются достаточно редко.
Позиционные
Позиционные знаки, как правило, состоит из элементов, которые всегда расположены на товарах в одной и той же пропорции и позиции, а сами товары представляется в виде схематического изображения, обозначенного пунктирными линиями.
Позиционный товарный знак, представляющий собой три параллельные полосы, нанесенные на верхнюю часть обуви, зарегистрирован для товара 25 ласса МКТУ "обувь". N 430200
Цветовые
Цветовые знаки состоят исключительно из цвета или цветовой комбинации. Таким образом, сам цвет охраняется как торговая марка. Цвет должен соответствовать международно признанному стандарту цвета (например, Pantone, RAL или NCS). Цвета относятся к общественному достоянию и, как правило, не могут быть защищены как товарный знак. Исключением являются цвета, которые приобрели различительную способность в результате их широкого и активного использования на рынке, легко узнаются потребителями и ассоциируются с определенной компанией.
цветовой знак Публичного акционерного общества "Сбербанк России" представляет собой зеленый цвет, соответствующий Pantone 349. N 556088
Звуковые знаки
Короткие мелодии, джинглы или рекламные музыуальные заставки могут быть защищены как звуковые знаки. Заявляемые звуковые обозначения регистрируются в виде нотной записи или фонограммы на цифровом носителе.
Звуковой знак, являющийся звуковым идентификатором голосового сервиса информационно-развлекательного портала, зарегистрирован для услуг 35, 38, 41 классов МКТУ N 302335