Сибирский центр патентных услуг
+7 (383) 218-49-11
630132 г. Новосибирск,
ул. Челюскинцев, 15
Время работы: Пн.- Пт.: 10:00 - 17:00
написать нам
о товарных знаках

Раздел IV. Проверка соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства

Глава 2. Проверка по основаниям для отказа

7.2.4. Применение МКТУ для регистрации знаков

В качестве инструмента для проведения поиска тождественных и сходных обозначений и определения однородности товаров применяется Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

Сравниваемые товары и услуги разбиты на категории в соответствии с МКТУ.

Действующая на сегодняшний день редакция МКТУ содержит 34 класса (1-34) товаров и 11 классов (35-45) услуг. Каждый класс МКТУ содержит заголовок и сопровождается необходимым пояснением.

В заголовке класса указываются в общем виде области, к которым товары данного класса в принципе могут относиться. Заголовок класса может рассматриваться в качестве краткой характеристики содержания класса (аннотации). В связи с этим заголовок класса не может быть отнесен к эквивалентной замене перечня товаров, содержащихся в данном классе.

В пояснении к классу перечисляются обобщенные названия основных групп товаров, содержащихся в классе. В пояснении также приводятся некоторые конкретные товары, относящиеся или не относящиеся к данному классу.

Информация об актуальной редакции МКТУ и принципах классификации содержится на сайтах ВОИС, Роспатента и ФИПС.

Следует понимать, что факт включения определенных товаров и/или услуг в один и тот же класс МКТУ не значит, что данные товары и/или услуги являются однородными.

Например, относящиеся к 31 классу «живые животные» и «цветы» не однородны.

Также в 35 классе МКТУ «реклама» не соотносится с «психологическим тестированием при подборе персонала».

В 9 классе МКТУ содержатся такие неоднородные товары, как «жилеты спасательные», «коврики для мыши», «огнетушители», «утюги электрические», «фотоаппараты».

Тот факт, что два конкретных товара и/или услуги относятся к одному и тому же классу МКТУ и родовой категории, также не позволяет однозначно считать их однородными. Как правило, признаются неоднородными такие товары, как «автомобили» и «велосипеды», хотя они относятся к родовому понятию «транспортные средства наземные» в 12 классе МКТУ.

В то же время однородные товары могут быть отнесены к разным классам. Например, однородными являются товары «мыла лечебные» (3 класс 030130) и «средства моющие для медицинских целей» (5 класс 050108).

Ниже приводится примерный перечень корреспондирующих классов, в которых могут содержаться однородные товары.

класс МКТУ корреспондирующие классы
1 2, 3, 4, 5, 17, 19
2 1, 3, 17
3 1, 2, 5, 21
5 1, 3, 10, 30, 32
6 7, 9, 11, 17, 19, 20, 21
7 6, 9, 11, 12
8 7, 12
9 6, 7, 10, 11, 12
10 5, 9
11 6, 7, 9, 12
12 7, 8, 9, 11
17 1, 2, 6, 19
19 1, 6, 17
20 6
21 6
29 30, 31
30 5, 29
32 5, 33
32 33

Примеры некоторых однородных товаров в корреспондирующих классах:

Услуги в МКТУ преимущественно классифицируются в соответствии с назначением. Как правило, однородные услуги содержатся в пределах одного класса МКТУ.

Например, в 43 классе МКТУ к однородным могут быть отнесены услуги «закусочные», «кафе», «кафетерии», «рестораны», «рестораны самообслуживания».

Однако в некоторых случаях, как было указано выше, однородные услуги могут быть приведены в разных классах МКТУ.

МКТУ может служить средством идентификации общих характеристик определенных товаров и услуг. Многие классы МКТУ выделены по принципу функции, назначения или состава, что может быть полезным при сравнении товаров и услуг.

Например, 1 класс МКТУ включает химические продукты, главным образом, на основании их свойств, а не в зависимости от их конкретного применения. В отличие от 1 класса МКТУ, 3 класс МКТУ охватывает все изделия, являющиеся препаратами для стирки и чистки, личной гигиены, парфюмерии и косметики. Хотя эти товары являются химическими продуктами, но относятся к 3 классу из-за своего конкретного назначения.

Следует также отметить, что структура рубрик классов МКТУ имеет существенные различия.
Некоторые классы состоят только из одного рода товаров или услуг, под который подпадают все товары или услуги этого класса, и в заголовке класса указано соответствующее родовое понятие (например, 15 класс – «музыкальные инструменты», 38 класс – «телекоммуникации»).

Другие классы включают товары или услуги разного рода (например, 9 класс), и в заголовках классов указаны разные родовые понятия, как очень широкие, так и очень узкие (например, в 9 классе указаны широкий термин «приборы и инструменты научные» и узкий термин – «оборудование для тушения огня»).

Иногда как исключение в заголовках классов одновременно содержатся родовые понятия и видовые, например в 5 классе – «перевязочные материалы» и «пластыри». Обычно такое выделение из общего понятия вызвано желанием показать, что этот товар не встретится ни в каком другом классе, хотя он и относится к более широкому понятию данного класса.

Например, в заголовке 1 класса понятие «клеящие вещества для промышленных целей» подпадает под более широкое понятие (родовое) заголовка «химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях». Указание в заголовке 1 класса термина «клеящие вещества для промышленных целей» необходимо для того, чтобы отличить данный товар от клеящих веществ, относящихся к 16 классу, предназначенных для домашнего и офисного использования (для бытовых и канцелярских целей).

Необходимо также учитывать, при каждом пересмотре МКТУ происходят изменения в классификации товаров и услуг (в частности перенос товаров или услуг из одного класса в другой) или изменения в названиях рубрик.


Рейтинг@Mail.ru