Товарные знаки и Патенты

Адрес: 630132 г. Новосибирск
ул. Челюскинцев, 15

Тел.: (383) 218-49-11
написать нам
Время работы: Пн., Вт., Ср., Чт., Пт.: 10:00 17:00
о товарных знаках

РАЗДЕЛЫ 5,6 РУКОВОДСТВА ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ



5. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 1483 КОДЕКСА

В соответствии с пунктом 4 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Указанная правовая норма содержит только общее указание на те объекты, регистрация которых в качестве товарных знаков недопустима.

В этой связи экспертизе необходимо руководствоваться рядом специальных нормативных актов, информация о которых приводится в пунктах 5.1 и 5.2 настоящего Руководства.

Следует отметить, что для регистрации данных обозначений в качестве товарных знаков требуется соответствие обозначений также иным требованиям, установленным в статье 1483 Кодекса.

Что касается определения степени сходства заявленного обозначения с объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 1483 Кодекса, то экспертизе в этом случае следует руководствоваться критериями и подходами, изложенными в пункте 7.1 настоящего Руководства.

В отношении согласия собственника или лица, уполномоченного собственником, на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (далее – согласие на регистрацию) необходимо отметить следующее.

Если собственником является частное лицо, то согласие на регистрацию предоставляется либо им самим, либо лицом, им уполномоченным.

В отношении объектов, находящихся в государственной собственности, необходимо руководствоваться следующим.

Согласие на регистрацию не является предметом государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, и не подлежит получению Роспатентом в рамках межведомственного взаимодействия.

Полномочиями разрешить использование в коммерческих и иных целях официальных наименований, утверждаемой в установленном порядке символики и изображений особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также культурных ценностей, хранящихся в музейных коллекциях и фондах, законодательством наделены следующие юридические лица:

Предоставление разрешения (согласия) осуществляется на договорной основе. Перечисленные выше юридические лица могут рассматриваться как лица, уполномоченные собственником.


5.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОБОЗНАЧЕНИЙ, ТОЖДЕСТВЕННЫХ ИЛИ СХОДНЫХ ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ С ОФИЦИАЛЬНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ И ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИБО ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО ИЛИ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

 

5.1.1. ОСОБО ЦЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. No 3612 - I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" культурное наследие народов Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко - культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко - культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства (пункт 1 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. No 1487, далее - Положение об особо ценных объектах).

Отнесение перечисленных выше объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации (пункт 2 Положения об особо ценных объектах). Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации приводится в Приложении 1 к настоящему Руководству.


5.1.2. ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО ИЛИ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Порядок охраны всемирного культурного или природного наследия регулируется Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. (далее – Конвенция от 1972 г.), вступившей в силу для СССР 12 января 1989 г. Российская Федерация, как правопреемник СССР, является участником данной Конвенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конвенции от 1972 г. при Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) был учрежден Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения, называемый "Комитетом всемирного наследия".

Каждое государство - сторона Конвенции от 1972 г. представляет Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории.

На основе этих перечней Комитет всемирного наследия составляет, обновляет и публикует под названием "Список всемирного наследия" список ценностей культурного и природного наследия (пункты 1, 2 статьи 11 Конвенции от 1972 г.).

При экспертизе заявленных обозначений могут быть использованы приведенные в приложениях 3 и 4 к настоящему Руководству Список Всемирного наследия (российская часть) и Таблица объектов всемирного наследия по российской части Списка всемирного наследия и соотнесенных с ними особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, государственных, заповедников, национальных и природных парков, музеев.

С дополнительной информацией по данному вопросу экспертиза может ознакомиться на официальном сайте ЮНЕСКО.

ПРИМЕРЫ:
1. Приведенному ниже комбинированному обозначению было отказано в государственной регистрации товарного знака как не соответствующему требованиям пункта 4 статьи 1483 Кодекса в связи с тем, что в обозначении присутствует изображение Ансамбля исторического центра города Львова (Украина), включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а заявитель не представил согласие на регистрацию собственника этого объекта или лица, уполномоченного собственником (заявка No 2010742393)

2. В результате проведения экспертизы приведенного ниже комбинированного обозначения (заявка No 201071551 было установлено, что оно включает в себя изображения древних памятников Египта "пирамиды Хеопса" и "Большого сфинкса", включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заявителем (российский индивидуальный предприниматель) не было представлено согласие на регистрацию собственника этих объектов или лица, уполномоченного собственником. В этой связи по заявке было принято решение об отказе в регистрации в соответствии с пунктом 4 статьи 1483 Кодекса.

Следует отметить, что в качестве дополнительного основания для отказа в регистрации товарного знака экспертизой были указаны положения пункта 3 статьи 1483 Кодекса, т.к. было признано, что заявленное обозначение способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров, места происхождения товаров и места нахождения изготовителя.


5.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОБОЗНАЧЕНИЙ, ТОЖДЕСТВЕННЫХ ИЛИ СХОДНЫХ ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ХРАНЯЩИХСЯ В КОЛЛЕКЦИЯХ, СОБРАНИЯХ И ФОНДАХ

В соответствии со статей 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. No 54 - ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" культурные ценности – это предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. No 4804 - I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее – Закон No 4804 - I).

Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, выдается соответствующее свидетельство.

ПРИМЕР:
В результате проведения экспертизы приведенного ниже обозначения (заявка на товарный знак No 2011721314) было установлено, что в его состав включен изобразительный элемент, воспроизводящий портрет российского императора Петра I, который является культурной ценностью Российской Федерации и хранится в Государственном Эрмитаже (г.Санкт - Петербург).

Петр I

Поскольку заявка была подана от имени российского юридического лица, не имеющего никакого отношения к Государственному Эрмитажу, то заявитель был уведомлен о невозможности регистрации товарного знака без согласия собственника указанного портрета или лица, уполномоченного собственником.

Следует отметить, что экспертиза в данном случае провела проверку заявленного обозначения на соответствие также иным требованиям статьи 1483 Кодекса и установила дополнительные основания для отказа в регистрации. Было установлено, что заявленное обозначение включает в себя словесный элемент "Петр I ", который воспроизводит имя известного исторического лица.

В этой связи регистрация заявленного обозначения на имя заявителя будет противоречить общественным интересам (подпункт 2) пункта 3 статьи 1483 Кодекса).

Кроме того было установлено, что словесный элемент "Петр I " (и обозначение в целом) сходен до степени смешения с ранее за регистрированным для однородных товаров (сыр – 29 класс МКТУ) словесным товарным знаком "ПЕТР ВЕЛИКИЙ" (пункт 6 статьи 1483 Кодекса).
По заявке No 2011721314 было принято решение об отказе в регистрации по перечисленным выше основаниям.


6. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 1483 КОДЕКСА

Пункт 5 статьи 1483 Кодекса устанавливает запрет на регистрацию товарных знаков, предназначенных для обозначения вин и спиртных напитков, не происходящих с территории соответствующего географического объекта.

Соблюдение указанного требования предусмотрено международным договором Российской Федерации, не допускающим государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением.

В указанной выше правовой норме нашли отражение положения статей 22 и 23 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), участницей которого является Российская Федерация.

Упомянутые положения названных статей и пункта 5 статьи 1483 Кодекса касаются охраны географических указаний для вин и спиртных напитков и направлены, как следует из этих правовых норм, на предотвращение использования географического указания, идентифицирующего вина или крепкие спиртные напитки, не произведенные на территории того места, которое содержится в географическом указании, даже если указывается подлинное происхождение этих товаров, или географическое указание используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как "вид", "тип", "в стиле", "имитация" или подобными им.

В настоящее время в рамках ТРИПС не функционирует многосторонняя система уведомлений о регистрации в странах - её участницах географических указаний для вин и крепких спиртных напитков и заинтересованности этих стран обеспечить их правовую охрану в других странах.

Данное обстоятельство, затрудняющее использование положений пункта 5 статьи 1483 Кодекса способствует обращению к другим положениям упомянутой статьи в целях возможного обеспечения правовой охраны географических указаний.

Так, в случае, когда географическое указание, входящее в состав заявленного на регистрацию обозначения, указывает на место производства товара, применяются положения подпункта 3) пункта 1 статьи 1483 Кодекса.

ПРИМЕРЫ:

Свидетельство N 411744 FINE ISLAND CONGAC
Правообладатель КАМЮ ЛЯ ГРАНД МАРК, 29 рю Маргерит де Наварр, 16100 Коньяк, Франция
Неохраняемый элемент товарного знака: COGNAC

Свидетельство N 322491 CHAMPAGNE
Правообладатель: Ж.Х. Мамм э Ки Сосьете Виниколь де Шампань, Суксесер, 29 Рю дю Шан де Мар, 51053 Реймс, Франция
Неохраняемый элемент товарного знака: CHAMPAGNE

При наличии в заявленном обозначении элементов, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки, имеющие особое качество, и в случае, если данные сведения не соответствуют действительности (являются ложными по отношению к заявителю и его местонахождению) – применяются положения подпункта 1) пункта 3 статьи 1483 Кодекса и заявленному обозначению не предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака на территории Российской Федерации как являющемуся ложным или способным ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

ПРИМЕРЫ:

заявка N 2009713101cognac
Заявитель: ССИ ДЕ БРУА, Ле Бруа, 16120 Тузак, Франция
Мотив отказа: заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя и свойств заявленных товаров (пп.1 п.3 ст.1483 Кодекса)

заявка N 2008700253 CHAMPAGNE
Заявитель: ЭлДжи Электроникс Инк., 20, Йсоуидо-донг, Йеонгдеунгпо-гу, Ceyл 150-721, Корея
Мотив отказа: заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара (пп.1 п.3 ст.1483 Кодекса)

При экспертизе заявленного обозначения, представляющего собой или содержащего обозначение, позволяющее идентифицировать вина или спиртные напитки, имеющие особые свойства, если будет установлено, что этому обозначению предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации в качестве наименования места происхождения товара (далее–НМПТ), а заявитель не является обладателем исключительного права использования этого НМПТ– применяются положения пункта 7 статьи 1483 Кодекса и на основании данных положений заявленному обозначению не предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака на территории Российской Федерации.

ПРИМЕРЫ:

заявка N 2011704305 СОКОЛ ТЕКИЛА - РАЗРЫВНАЯ СИЛА
Заявитель: ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес", 117546, Москва, ул. Подольских Курсантов, 15Б
Мотив отказа: Заявленное обозначение включает в свой состав словесный элемент "ТЕКИЛА", сходный до степени смешения с НМПТ No126 (п.7 ст.1483 Кодекса) и может ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя (пп.1 п.3 с т.1483 Кодекса)

заявка N 1088921 TEQUILA VOLCANO
Заявитель: Tomislav Vintar 1. Vidovиica 25 HR-10000 Zagreb (Хорватия)
Мотив отказа: Заявленное обозначение включает в свой состав словесный элемент "TEQUILA", сходный до степени смешения с НМПТ No126 (п.7 ст.1483 Кодекса) и может ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя (пп.1 п.3 ст.1483 Кодекса)


 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100